Вокруг света на велосипеде

Мартин Балга (Чехия)

Итак, я стартовал из Праги осенью 2014 года. Не было никакого зова далей, или неодолимого желания видеть мир. Просто я хотел уехать хоть куда-нибудь подальше из Чехии, чтобы иметь время на размышления, и чтобы вокруг меня все время менялись кулисы мира.

Толчком к страту было то, что моя девушка, на которой я хотел жениться, меня покинула, и я был один. И то, что я тяжело заболел.

И вот в один из дней я случайно увидел в магазине, торгующем всякими бывшими в употреблении вещами, езженный велосипед в очень хорошем состоянии за приемлемую цену. Я его тут же купил. Это был первый шаг, потом уже все шло одно за другим: я раздарил либо распродал все свои вещи, съехал со съемной квартиры, разорвал страховку по здравоохранению и через пару дней стартовал из Праги в Китай. Началась моя дорога, которую я всегда хотел предпринять, но никогда прежде не верил в то, что однажды смогу ее осуществить. В кармане у меня тогда было всего лишь сто сорок евро и пятьдесят один доллар, но это не имело значения, я должен был ехать.

Перед оъездом из Праги меня мучила болезнь Крона (хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта – прим. ред.), которую я пытался лечить пятнадцатидневным голоданием, пил только воду. После первой недели голодания я начал потихоньку сходить с ума, ночью кусал подушку и рвал зубами постель от голода – мне снились спагетти, томатный соус и плоды моря. Когда я в сентябре стартовал, было в этом какое-то знамение, как мне привести в порядок мое пищеварение – я поехал через Альпы на юг Италии. В Альтамуре, в регионе Апулия я за плату в несколько евро на карманные расходы, а главное за ночлег и питание помогал при сборе урожая оливок. И мне теперь трудно сказать, была ли это действительно нелегкая работа, или же скорее кулинарное приключение с удивительной едой. Но когда я в середине декабря покинул Италию и плыл в Албанию, моя болезнь отступила и я о ней почти забыл.

Наступила первая зима в моем путешествии.Я думал, что прежде, чем наступят морозы, я буду уже в Иране. До Рождества я действительно успел пересечь все Балканы и добраться до Дарданелл. Но потом вдруг погода стала резко портиться.За двести пятьдесят километров до Анкары меня настигла мощная снежная буря. Когда я утром, выбравшись наружу из палатки, выкопал из сугроба мой байк, его цепь так замерзла, что не гнулась, о езде не могло быть и речи. Пришлось добираться до Анкары автостопом, это заняло целых пять недель. В Анкаре я подрабатывал как повар и так насобирал денег на Трансазиатский экспресс до Тегерана.

Комм, Исфахан, Язд, Табас… Два месяца я разъезжал по Ирану, стране Тысячи и одной ночи, по бывалым стопам караванов, которые здесь когда-то проходили. Я ждал, когда на Памире начнут таять снега, перекрывавшие горные дороги. В конце марта я у Машхада вышел на бывший «Шелковый путь» и с помощью пятидневной транзитной визы пролетел пустыню Каракорум в Туркменистане и через Бахру, Самарканд и Ташкент добрался до Ферганской долины, где возле Оша в Киргизии начинается Памир хайвэй. Там меня опять ждала зима, которую, мне казалось, я оставил за собой.

«Томмурум так просто не проедешь. Живым, то есть,- говорили мне водители-дальнобойщики, которые уже четырнадцать дней стояли в снежных заносах, и проводили ладонью по горлу, доказывая свою правоту. – У тебя нет шансов.» Но у меня не было выбора, так как до пересечения китайской границы оставалось лишь два дня в соответствии с условиями визы. И еще, я думал, что смогу передохнуть на той стороне перевала в пустыне Такламакан. И вот на скорости два с половиной километра в час в течении двух дней я из последних сил крутил педали по направлению к Иркештамскому перевалу, а передо мной лежала огромная неоткрытая Срединная империя.

С самого начала путешествия я все думал, что в дороге как-нибудь сведу воедино все свои мысли, найду смысл жизни и меня, возможно, постигнет просветление и я найду какое-то новое знание и понимание собственной жизни. Но, когда я приехал уже на самый конец Шелкового пути, в Ши-Ан, я не чувствовал вообще ничего. В этом смысле я не продвинулся нисколько и находился все в той же точке, как и в момент отъезда из Праги. И потому в Хефей в Китае, надалеко от Шанхая я устроился работать барменом, чтобы насобирать денег на обратную дорогу – продолжать путь, казалось мне, не имело больше смысла. Дорога внешняя и внутрення оказались двумя различными путями. Но вдруг вместо кресла в самолете до Праги, я очутился в самолете, летящем высоко над Тихим океаном, который вез меня на Аляску… И единственное, о чем я думал, было, что я должен ехать дальше.

110 Christopher Johnson McCandless Кристофер Маккэндлесс

Если по дороге из Анкориджа до Фэйрбенкса повернешь влево, после того, как проедешь километров пять от горняцкого поселка Хили, то будешь ехать по Стампере Роад аж до Восьмимильного озера, а потом еще пятьдесят километров по тайге по охотничьей тропе, там найдешь старый зеленый автобус «Фэйрбенкс Сити Транзит» под номером 142. В сентябре 2015 года я его там еще видел. Я искал его потому, что в нем в 1992 году умер молодой путешественник Кристофер Маккэндлесс, пример которого и заставил меня стать путешественником. Во время поездки туда я чуть не утонул при переходе вброд реки Текланика, а когда после этого я вечером засыпал в том автобусе, я понял простую вещь: что несмотря на то, что я перед началом своего путешествия был несчастен, но все же не настолько, как Кристофер, от судьбы которого меня отделяло только пару лишних секунд под ледяной водой. (История Кристофера Маккендлесса достойна отдельной большой публикации. Он, опытный путешественник, выпустивший о своих приключениях книгу “Back to the Wild”, был найден в этом автобусе, ставшим его последним пристанищем, мертвым в спальном мешке одним охотником, случайно туда забредшим и вызвавшим полицию. Тело Кристофера весило всего лишь 32кг, следов насилия при этом на месте его смерти не было обнаружено. Причина смерти неясна и по сей день. Существует версия, что он отравился семенами некоторых местных растений, которые употреблял в пищу. – Прим. Ред.)

Потом я задумал ехать вдоль западного побережья США и таким образом добраться до Канкуна в Мексике, окуда были самые дешевые перелеты в Европу. Я подумал, что, пожалуй, пора возвращаться домой, поскольку я все еще живой. На билеты я планировал заработать в Сан-Франциско.Одна моя знакомая чешка имела там свободнуюквартиру, где я мог бы остаться аж до Нового года, пока не найду что-нибудь свое. Но ведь никогда ничего не идет по плану. На тихоокеанском побережье стали возвращаться приступы моей болезни. И, кроме того, велосипед мой стал буквально разваливаться, так что у меня не было шансов на нем доехать до Сан-Франциско. Но все это еще можно было бы как-то преодолеть, но хуже всего было то, что эта моя знакомая передумала с квартирой, и я остался просто на улице. Наступили три самых тяжелых недели моего путешествия – я спал под мостом и был голоден, как собака. Временами удавалось устроиться мойщиком посуды, или же я работал в бесплатной библиотеке через интернет, и таким образом заработал хотя бы на ремонт велосипеда. . Но вдруг пришло неожиданное предложение работы в Канаде, и я вместо того, чтобы ремонтировать мой байк, купил билет на автобус «Грейхаунд» до Ванкувера, и все наконец-то стало поворачиваться к лучшему.

В Ванкувере я оставался почти всю зиму и заработал столько денег, что не только смог отремонтировать свой многострадальный велосипед, но и оборудовал его всеми «примочками», о которых давно уже мечтал, и заменил все, что только можно было заменить, так что от прежнего байка осталась только рама. Жизнь была простая и размеренная, так что я даже стал подумывать, а зачем мне возвращаться ? Потом я купил небольшую надувную лодку… И поскольку в США я уже не мог въехать, то решил отправиться в Южную Америку.

Я высадился в Канкуне и затем проехал аж до Панамы, где дорога, по которой я ехал, закончилась в Эль-Дариен. Дальше, если вы хотите попасть на юг, нужно либо лететь самолетом, либо плыть по морю. Но ведь у меня была ранее купленная мною надувная лодка !

Я приобрел ее в надежде проплыть вдоль побережья островов Сан-Блаз из Панамы до Колумбии. За четыре дня до того, как я по моему плану должен был достичь побережья Колумбии, я во время ветреной погоды перевернулся на сильной волне. Я потерл все, кроме лодки и велосипеда, который к ней был привязан. У меня не было сил перевернуть лодку с привязанным к ней велосипедом, и течением меня вынесло на один из безлюдных островов архипелага. Там меня через три дня обнаружили местные аборигены из племени Куна. С их помощью я наконец добрался до Колумбии.

На поржавевшем, разбитом велосипеде я еле-еле добрался до Медельина, где мне сразу удалось найти работу на рецепции одного из хостелов. Я дал себе слово, что как только соберу денег на билет до Европы, сразу же полечу домой. Через шесть недель я действительно зарезервировал себе билет, но за два дня перед отлетом я вдруг решил, что еще рано сдаваться.Я решил заново купить все необходимое оборудование и продолжить свое путешествие вокруг света на велосипеде.

В итоге я остался в Медельине еще на полгода.Было у меня там много друзей и подруг, и, пожалуй, можно было бы остаться там насовсем, ноя постоянно думал о том, что меня в таком случае будут мучить мысли о неоконченном путешествии.Полугодовое разрешение на пребывание в стране я воспринимал как повод для некоей остановки в пути. По его окончании я перебрался в Эквадор, в Куэнку, где планировал встретить третье Рождество вне Чехии и подготовиться к финальной части моего приключения: я хотел проплыть на моей лодке по Амазонии от Тихого океана до Атлантического.

По следам испанского конкистадора де Ореллани я одиннадцатого января 2017 года отправился из эквадорского города Кока по реке Напо в сторону Перу. Послу тысячекилометрового плавания по реке Напо я пристал в городке Икуитос, откуда затем продолжил свое плавание аж до Бразилии. На границе Бразилии, однако, бразильская речная полиция запретила мне дальнейшее плавание, и я вынужден был купить билет на теплоход.

С момента, когда я отчалил отчалил от берега в Коке, до моего прибытия в Белем в дельте Амазонки прошло больше трех месяцев. Когда же я, наконец, приплыл в Белем, оказалось, что у меня нет никакого дальнейшего плана. Пару дней я зарабатывал мытьем окон и дверей, и все время думал, что же дальше. У меня не было никаких идей и никакого вдохновения. Я понял, что мое прежнее желание покинуть родину сменилось желанием вернуться. Что, впрочем, является основой всех путешествий, реальных и духовных.

Духовное путешествие не означает, что ты ожидаешь, что в течение него нечто тебя просветит извне. Это, прежде всего, бой с самим собой, с ходом твоих собственных мыслей, преодоление барьеров, которые ты сам себе поставил своими «должен» и «не могу», это способность найти силы продолжать, преодолевая собственную слабость.Это есть испытание собственного твоего лимита слабости и игнорирование того противного голоса, который тебе при преодолении каждой высоты говорит, что у тебя уже нет никаких сил продолжать, что лучше сойти с пути и все бросить. Каждое духовное путешествие начинается и заканчивается в тебе самом. Оно просто покажет тебе в новом свете все то, с чего ты этот путь и начинал, ничего нового. Но этот новый свет – свет утра нового дня для тебя. И новых мыслей. Для меня настало время противопоставить мой прежний мир новому, я был к этому готов.

Так что я отправился по бразильскому побережью до Форталезы.Там я куплю мой последний авиабилет, теперь до Западной Африки, чтобы успеть вернуться в Европу до наступления четвертого Рождества, с того времени, как я покинул родину. Я вмжу, как элипс моего пути завершается и замыкается, а смысл моего пути наполняется. Ничего иного от этого путешествия я и не ожидал.

Советы автора будущим путешественникам:

- Тяжелее всего – выехать в путь. Ничего не жди – тот самый удачный момент для старта никогда не наступит, ты никогда не будешь иметь столько денег, сколько хотел бы, и никогда не подготовишь абсолютно все, как надо. Просто выезжай, а в дороге решишь все проблемы проще, чем дома.

- Сон. Нет ничего лучшего, чем лечь спать прямо там, где тебя застанет ночь. Вершины гор, лесные тропы, побережье океана… И если ты не планируешь ехать зимой, лучше вместо палатки возьми с собой гамак !

- Еда. Огромное число людей ездят без не, но я бы без качественной бензиновой горелки никуда бы лучше не ехал. Особенно в странах Запада это сэкономит тебе кучу денег. А кроме того, это мой любимый вечерний ритуал. Идеальная диета ? Тунец и паста !

- Работа и деньги. Цифровая цивилизация сегодня проникает везде, но делать что-то руками все-таки имеет свою романтику. Помыть посуду, покрасить или побелить номер в отеле, или полакировать двери, помочь при сборе урожая или на стройке… Я уверен, если приехать в любой большой город и просить работу у всех подряд, за неделю обязательно что-нибудь найдешь.

- Доверие. Я не говорю, что ты должен быть наивным, но я уверен, что люди в своем большинстве везде на свете добрые, и всегда найдется кто-нибудь, кто тебе поможет и в самой трудной ситуации, кто с тобой поговорит, когда ты одинок, или, наоборот, кому-то можешь помочь ты. Это в дороге самое главное – не деньги, а доверие является самым универсальным платежным средством.

Об авторе: Матей Балга родился в 1990г. В г.Годонине, Чехия. Искатель приключений, блогер. В момент написания этого материала находился в Мавритании, на пути домой в Чехию.

По материалам чешского журнала «Рефлекс» («Reflex», www.reflex.cz)